Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Великий четверг
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Великий четверг

Великий четверг (Страстной, Чистый), четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста. Установлен церковью в память о Тайной вечере, последней трапезе Иисуса Христа с учениками, во время которой было в первый раз совершено таинство евхаристии (причащения). В русской народной культуре ритуально-магический комплекс В. ч. связан с представлениями о точке временного перелома, о границе, отделяющей период безвременья, замирания жизни от периода возрождения и обновления природных и жизненных сил. По народным представлениям, Пасха являлась кульминацией, совершеннолетием (по аналогии с жизнью человека) весны. В обрядности В. ч. сконцентрированы практики очистительной и продуцирующей магии. В традиции Тобольского Севера отчетливо представлены ритуалы, связанные с магией первого дня, начала. Так, например, по сургутскому поверью, в этот день надо было встать рано утром и соскочить с трех ступенек крыльца или задом («взапятки») перескочить через три порога. После этого человек весь последующий год должен был не хворать (быть «легким человеком»). К В. ч. в региональной традиции приурочены магические действия, входящие в состав скотоводческой обрядности. Для того, чтобы на молоке было больше «снимку» (сметаны и сливок), в великую среду, подоив коров, на вечерней заре выносили во двор пустой подойник (обычно он хранился в избе) и устанавливали отверстием на восток. В таком положении подойник должен был пролежать вечернюю зарю в среду и утреннюю в В. ч. В. В. ч. совершалось обрядовое «кормление» «скотской суседки»: маленькие круглые хлебцы («каравайчики») кладут в загороди под матицу. Для того, чтобы скотина всегда была сытой, брали из четырех чужих загородей по клочку сена и клали его в свою загородь. Сходный прием использовался в В. ч. и в магии огородничества: из четырех чужих огородов брали по горсти земли и несли эту землю на свой огород — должен был быть хороший урожай овощей. В соответствии с общерусской традицией, вечер накануне В. ч. — время изготовления особых магических средств. На Тобольском Севере (в сургутской традиции) — это «четвережная соль» и «четвережный огарок». Для получения «четвережной соли» щепотку соли, завернутую в тряпочку, обмакивали в воду и клали в печку — в пепел, пока еще не погасла (не «стухла») вечерняя заря. В утреннюю зарю В. ч. соль вынимали из печки и клали в продушину в избе на три дня (три зари); в вечернюю зарю на третий день она приобретала целебную силу. «Четвережная соль» использовалась от «призоров» (прыщей, пятен, лишаев) и «уроков», появляющихся в результате сглаза (см. Народная медицина). Способ применения «четвережной соли» имел также ритуальный характер. В ковшик наливали воду, бросали в нее щепотку этой соли; затем ковшик ставили обязательно только на заслонку или на шесток перед печкой. К шестку подходил желающий воспользоваться «четвережной солью» и водой из ковшика умывал лицо (от «призоров»). Остаток воды в ковше нужно было обязательно выливать «наотмашь» (назад от себя) в горн печки. От «уроков в животе» соль разводили в воде и давали пить, от «уроков в груди» женщины мыли себе раствором соли груди. «Четвережный огарок» заготавливался вечером накануне В. ч. по тому же принципу, что и «васильевский огарок» накануне Нового года (им зажигали первый огонь в доме). Чтобы нечистые духи не тронули на выгоне скотину, животным, когда их выпускали в поле, ставили «четвережным огарком» кресты на лбу и копытах.

Лит.: Неклепаев И. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сборник статей. Тюмень, 1997.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Упоминается в статьях
Водяной (водяной дух)
Пасха
Скотоводческая обрядность у русских старожилов
Суседки