Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Верования традиционные (манси)
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Верования традиционные (манси)

Верования традиционные (манси), религиозные воззрения этноса, характерные для периода, предшествующего утверждению мировых религий.

Вера обских угров в духов-покровителей, духов природы и воды возникла в глубокой древности в повседневной борьбе за выживание, в целях самосохранения. Можно утверждать, что В. манси возникли на базе погребального обряда, почитания памяти умершего близкого человека. В проведении погребального обряда (он является первой стадией религии манси) ведущими исполнителями до сих пор признаются женщины, в основном пожилые. Вторая ступень религии — Хара кан: он сооружается в память об утонувших в воде, погибших в лесу или на войне, то есть не преданных земле. В проведении обряда принимают участие как мужчины, так и женщины. Хара кан делают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться в основном женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями. Третья ступень религии манси — Пурлахтын кан (иногда просто кан), обряд, который проводится только при участии мужчин: молятся выдающимся духам-предкам мужского или женского пола. Обряд установился, вероятно, при патриархате. Женщины остаются дома. В такие дни нельзя посещать кладбище. Четвёртая ступень религии — Тoрум кан (буквально — место Бога). Предполагается, что здесь существует проход в небесный рай. Собираются мужчины раз в году, во время весеннего полноводья, молятся, чтобы летом был хороший улов рыбы и устраивают соревнование на двух лодках. Самое главное в этом молебне — соорудить Тoрум йив — «Божье дерево». Оно состоит из семи обрезков деревьев разной породы (в фундаменте на корню оставляется пень кедра: дерева Калтась — праматери). Объектом религиозных обрядов манси являются духи-покровители. Это души умерших выдающихся предков, одухотворённые потомками. У манси для наименования своих покровителей есть несколько терминов-табу, возникших в разные эпохи, например: уламанув — «наши вещи» — символы овеществлённых духов-покровителей, хранимые в святом месте дома или в специальных постройках; акиянув, aкванув — «наши деды, бабушки»; нaянув, oтыранув — «наши героини, богатыри»; термин отыр восходит к татарскому заимствованию odur — «богатырь», най — «женщина»; пупганув, тoрманув — «наши духи-покровители, боги иконы». Последний термин у манси возник после установившихся контактов с русским православным населением. Еще при жизни нaй oтыры сделали что-то значительное для своего народа, и поэтому после смерти их души не погибают, а продолжают жить и оказывать помощь людям, если они хранят память о предках: поклоняются им, символически угощают, устраивая обрядовые угощения после удачной охоты, рыбной ловли. Они обращаются к ним за помощью во время голода, болезни и т.д., обещая вознаградить духа-покровителя при первой же возможности. Приносили духам-покровителям и кровавые жертвы, например Oтыру — коня, Нер oйке — белого оленя, Торуму — лося. По преданиям, одни нaй oтыры считаются древними, другие — более поздними или пришедшими из других краёв. Одни духи-покровители были одинокими, молодыми и даже детьми, другие — семейными, у них были дети. Некоторые из этих детей впоследствии тоже признаны бессмертными. Судя по преданиям и героическим песням сыгвинских манси, было шесть нaй oтыров (пять мужчин и их сестра), положивших основу жизни на территории Сосьвы, Сыгвы (Сакв-я), Оби (около устья Сосьвы) и Пелыма. Все они по настоящее время именуются по названиям тех мест, где их считали хозяевами: Тaгт котиль oйка, Нер oйка, Полум тoрум oйка, Пэк oйка и Хaныслам нaй эква. По преданиям, все они дети Нуми Торума, жили якобы на небе. Все пять братьев и их сестра на земле оказались случайно, осмелившись оспаривать волю отца.

Е. И. Ромбандеева.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Обь р.
Топографические ориентиры/Пелым р.
Топографические ориентиры/Сосьва р.
Топографические ориентиры/Сыгва р.
Предметный указатель
Духи
Калтащ (калтась)
Погребальный обряд