Сказки бытовые, в народной среде называются Маньть, мось, моньсь (хант.), мойт (манс.), этим термином часто обозначаются не только собственно С., но и другие повествования, которые учёными определяются как предания, легенды, бытовые рассказы, былички. Ханты и манси не всегда считают С. б. поэтическим вымыслом, для них они достоверны, несут истинную информацию, всё зависит от ситуации и позиции рассказчика. В научной литературе они именуются по-разному: Б. Мункачи называет их «социальными» и относил к ним близкие по сюжетике европейские; С. К. Патканов — «просто С.» и включил в их число вымышленные: о контактах обычных людей с лесными духами, «русские С., перенесённые на остяцкую почву». А. Баландин употреблял термины «бытовая», «позднейшая», «новелло-анекдотическая» и полагал, что в содержат. плане этот тип С. следует рассматривать «под социально-политическим углом зрения» и тогда можно увидеть, что С. б. «способна быстро реагировать на все сдвиги общественной жизни». В С. осуществляется не только народная мечта о хорошем царе, но и о свободе от русских пришельцев: Эква пырись хитростью и с помощью своей тётки убивает русского Богатыря, двух его «товарищей», а людей его «прочь прогнал» из города на Оби. Хитрость и обман, понимаемые как проявление ума, вместе с ловкостью и способностью к трансформациям помогают Эква пырисю одерживать победу над людьми, будь то поп, шаман, богач Усын отыр и т.п. К С. б. относятся также сюжеты о неверной жене, неверной сестре, о глупцах, о победе человека над менквами, людоедками. С. б. сюжетно перекликаются с юмористическими песнями и драматическими сценками, которые обычно исполнялись на Медвежьем празднике. А. Каннисто, В. Н. Чернецов записали ряд С., отметив, что они разыгрывались 2—4 исполнителями. Один из основных персонажей — простак, или «низкий» герой. Он всё делает по-своему, бессознательно нарушая поведенческие стереотипы, но движим добром, что и обеспечивает ему успех и сочувствие людей. Таков, например, у ханты Ратпархо Хишпархо, целыми днями сидящий у очага и ворошащий золу, но сумевший убить заячьей головой людоедку Кирп нюлуп ими и спасти своих братьев. В сказке имя выделяет героя, его какие-то существенные признаки, семантика имени соотнесена с функцией человека и т.п. С. доносят простую и мудрую мысль о том, что юмор, умение образно мыслить и говорить — это то, что отличает и возвышает человека. С. б. обских угров испытали сильное влияние русского сказочного эпоса. Сами исполнители иногда осознают различие хантыйского, мансийского и русского С., поэтому последние называют русь моньсь (хант.), русь мойт (манс.). У манси русских сказочных сюжетов бытует больше, чем у ханты.
В. В. Блажес.
|