Песни обрядовые, лирико-драматический жанр, сопряжённый с сакрально-магическим воздействием. В разных обрядах степень закреплённости П. о. различная. С затуханием обряда та или иная П. может «оторваться» и бытовать самостоятельно, хотя бы и пассивно. У обских угров самым значительным обрядовым действом является спорадический и периодический Медвежий праздник, на котором исполняется в течение нескольких дней до трёхсот П. о. и сцен. Выделяются обычно три группы П. о. по содержанию, временной прикреплённости и характеру исполнения: «медвежьи», П. о. драматических сцен и П. о., вызывающие духов.
«Медвежьи» П. о. составляют наиболее многочисленную группу, их можно разделить по темам: 1. Песни о перевозке медведя: где пролегал путь, мимо какой горы, речки. Описываются почести медведю: охотники кричат: «Утчуванэ — э», стреляют в воздух, на стволах деревьев оставляют рисунки, по которым понятно, сколько было охотников, собак и т.п. 2. Утренние П. о., которые поют ежедневно на рассвете, «будят» медведя. 3. П. о. о происхождении медведя: у него отец — Верхний дух, который один его вырастил и в златоверхой люльке спустил на землю, но он — и сын женщины Мось, рос в бедности, имел вид обычного мальчика, как вдруг у него появились когти, клыки, шерсть, и он был вынужден уйти от людей. Существуют и другие варианты, по которым он — брат, посланник Торума, юноша, превратившийся по желанию дьявола в медведя и т.п. Но он всегда хозяин, «священный зверь». 4. П. о., в которых главный эпизод — смерть медведя от руки охотников. 5. П. о. о героях — охотниках на медведя. Это могут быть различные духи, духи-предки; как и люди, они почитают медведя, устраивают в его честь праздники. 6. П. о. о том, как медведь выполняет функцию хранителя клятвы на земле: медведь может сохранить жизнь чел., верному клятве, данной на медвежьей лапе или черепе, и наоборот, покарать клятвопреступника. 7. Наставительные П. для медведя, в них излагается «медвежий» этикет: не воровать у людей рыбу, сушёное мясо, другие припасы, не вытаскивать дичь из слопцов, не трогать собак и т.п.
Рубрикация условна, она представляет лишь самые основные темы. В одной П. о. могут разрабатываться две-три темы, каждая из которых имеет несколько вариантов и т.п. «Медвежьи» П. о. относятся к индивидуальным, исполняются от первого лица, обычно убитый медведь или медведица поют о свершившемся. Порядок исполнения: звучало пять П. о. медведю и четыре — медведице, их пели пять взрослых мужчин по очереди (каждый по 1-й) медведю и четверо — медведице; в первый и предпоследний день исполнялись одни и те же П. о. Певцы в яркой одежде пели, обратившись лицом к медведю. В некоторых местностях были небольшие отступления от этого порядка, но везде женщинам и юношам запрещалось исполнение «медвежьих» песен. В П. о. медведь — в ореоле уважения, почитания, поклонения, он — предок и покровитель. По мысли исполнителей и слушателей, П. о. должны умилостивить священного зверя. Тематический диапазон драматических сценок и сопровождающих П. очень широк: разыгрывались сюжеты, связанные с медведем и содержащие не только восхваление его силы, восхищение красотой, но и насмешку над ним; сцены встречи охотников с духами леса, воды и т.п.; сцены охоты, рыбной ловли; сцены из жизни зверей, птиц и др. Разыгрывались также фрагменты эпических сказаний, отдельные сюжеты бытовых сказок.
В свадебном обряде обских угров нет большого песенного разнообразия. Исполнялись главным образом песенные импровизации невесты после сговора родителей и перед окончательным отъездом в дом жениха. В первом случае невеста, узнав о решении родителей выдать её замуж, причитала о своей несчастной судьбе, она просила опустить её на дно моря или увезти в тайгу, но не отсылать в чужой дом к чужой матери. Во втором случае она в причитании повторяла своё нежелание покидать родительский дом и ехать в чужой посёлок.
В похоронном обряде причитания занимали центральное место. У одних групп обских угров они звучали в день смерти, в день похорон при выносе покойника, на кладбище при погребении, на поминках, у других — только в день смерти и в день похорон. В причитании в свободной импровизационной форме выражались печаль, горе, тоска по умершему, отмечалась безвременность его кончины, говорилось о конкретных качествах усопшего. В XIX в. отмечено бытование мужских причитаний.
Лит.: Авдеев И. И. Песни народа манси / Под общ. ред. И. Н. Попова. — Омск, 1936; Steinitz W. Ostjakologische Arbeiten. Bd. II. — Budapest, 1976.
В. В. Блажес.
|