Очистительные обряды, коренных народов Сибири проводятся для того, чтобы обезопасить себя от сакральной нечистоты, влияния сильных и злых духов, души умершего. В основном это обряды Медвежьего праздника, промысловые, похоронные и связанные с особенностями женского быта.
Во время Медвежьего праздника все его участники очищаются водой (летом) или снегом (зимой). Это происходит, когда в селение привозят убитого медведя: все встречающие обрызгивают друг друга водой или валяются в снегу. Так же встречают всех приходящих на праздник. Помещение, где лежит шкура медведя, окуривается чагой. Особенно тщательно очищаются охотники: в лесу, когда убьют зверя (зимой забрасывают друг друга снегом, а летом обливают водой, осыпают мхом и землёй), во время трапезы в лесу, когда «угощают» медведя (пищу окуривают), когда привозят медведя или его шкуру в селение. Женщины с водой в сосуде и дымокуром в черпаке встречают их, окуривают шкуру, трижды обрызгивают её водой (и охотников). На Иртыше каждый встречающий брызгает водой с руки на медведя, добытчика медведя бросают в воду, а если не смогут — обрызгивают его голову. Сейчас это превратилось в игру, но по сути это О. о., призванные изгнать опасность, исходящую от души убитого медведя.
О. о. проводятся и в связи с промыслами. Перед промыслом окуривают орудия охоты, рыболовные снасти. Первоначально это был рациональный приём, направленный на то, чтобы отбить у них человеческий запах. Со временем церемонии приобрели сакральный характер. Очищение-окуривание проводилось и в процессе жертвоприношений как в связи с промыслами, так и во всех других случаях. Очищали и жертвователей, и жертвенные предметы, жертвенных животных, жертвенную пищу. Для окуривания помимо чаги использовали сосновую лучину, ветви можжевельника, кору пихты, лиственничную смолу, бобровую струю, бересту, берёзовые почки и т.д.
У ханты обязательны О. о. во время похорон. Когда умерший лежал в доме, там тлело «курево» — чага, ветви можжевельника, пихты, сосны, сера, перья птиц и др. Они тлели 40-50 дней. У манси столько же времени не гасили огонь в очаге, держа его на окраине чувала. На Пелыме огонь в тлеющей чаге держали 7—14 дней. После выноса гроба через 3 дня мыли пол в доме, манси сыпали ячмень на место, где стоял гроб. Помещение окуривали головёшкой, ветвями можжевельника, оленьим салом, паром. На Северной Сосьве укладывали трутовик в горящую золу чувала.
Ханты после похорон, вернувшись домой, снова очищались: около дома перешагивали через костёр, тлеющую тряпку, окуривались бобровой струёй, горящими серой, перьями, мыли руки. Особенно тщательно окуривались вдова и вдовец.
Южные манси, вернувшись с похорон, 3 раза поднимали над головой собаку и прыгали через костёр.
Весьма многочисленны были О. о., связанные с представлениями о женской сакральной «нечистоте». О. о. проводили как сами женщины, так и мужчины, которые по какой-либо причине соприкасались с «нечистотой». Женщина очищалась после менструаций, родов, перед тем, как принимать участие в обрядах жертвоприношений, в случаях нарушения различных религиозных запретов.
О. о. заключаются в окуривании чагой, бобровой струёй и обмыванием. Например, на р. Тромъеган на полу разводят огонь из дров, в него бросают кору пихты или другие очищающие материалы и окуривают. На Казыме женщина обмывается или окуривается, бросая в огонь бобровую струю. Манси брали в рот немного бобровой струи, жевали её, выплёвывали, бросали туда тлеющую чагу, этой водой обрызгивали одежду и мыли себя. Пожилые женщины могут наравне с мужчинами участвовать в жертвенных и «медвежьих» церемониях (сидеть на «главном месте», ставить перед медведем угощение, окуривать присутствующих и т.п.).
Большинство О. о. достаточно древнего происхождения и связаны с культом огня. В их основе — представления о возможной опасности для человека, исходящей от души умершего, злых духов, а также древние рациональные приёмы очищения орудий промысла.
Лит.: Семейная обрядность народов Сибири. — М., 1980.
З. П. Соколова.
|