Иттарма, культово-ритуальное изображение (вместилище души) умершего. Представляет собой небольшую куклу (высота 15—20 см), вырезанную из куска дерева (отщеп от угла дома или доски гроба), «лицо» или «сердце» которой обозначены металлической накладкой (монетой). Северные ханты изготовляют голову И. из скрученной ткани, которой вытирают лицо и тело покойного («снимают» с тела ис — душу, уходящую на север), одевают в зимние одежды. Вместилище души «умершего не своей смертью» (утонувшего, замёрзшего или задранного медведем, самоубийцы) иногда полностью отлито из металла или сделано из ткани (без сердцевины).
Обычно И. изготовляется женщинами (не родственницами умершего) сразу после похорон или на 4—5 сутки после смерти и хранится в течение 4—5 лет в небольших ящичках на спальном месте умершего или в переднем углу дома. К И. относятся как к живому человеку, уход за И. возлагается на женщин. В первые месяцы к И. обращаются постоянно: кормят, переодевают, укладывают спать; затем достают из ящичка реже: по случаю приезда родственников, во время поминок или жертвоприношений. По истечении положенного срока И. уносят на кладбище и оставляют в могиле покойного. Иногда И. продолжают хранить в доме на священной полке (мул таха, нором), на чердаке дома или в священной нарте. В случае смерти всех родственников И. уносят в могилу последнего умершего или оставляют в лесу под деревом. Захоронение И. — завершающий этап погребального цикла. Самая северная группа ханты (хаби) называет изображение умершего шонгот (сонэт). По внешнему облику различие между И. и шонгот (куклой высотой 30—50 см, сплетённой из прутьев тальника, обёрнутых берестой, с «лицом»-монетой) невелико. Шонгот умершего, как и И., является ритуальным продолжением жизни до момента реинкарнации души. Однако в отличие от И. шонгот по истечении 4—5 лет (реально 2—2,5 года, поскольку угорское летосчисление ведётся по полугодиям, «от прилёта до отлёта птиц») хоронят на особом родовом кладбище (шонгот халась) в небольших срубных домиках (шонгот коот). С момента захоронения шонгот обычное кладбище уже не посещают. Ритуал изготовления шонгот (ненец. сидрянг) — важный этнодифференцирующий признак, отличающий северных ханты (заимствовавших многие черты ненецкой культуры) от ненцев, для которых обычен обряд нытарма — изготовление посмертного изображения шаманов и особо почитаемых стариков. В то же время сходство названия и некоторых черт обрядности угорской И. и ненецкой нытарма указывает на их связь. Исследователи считают И. исконно угорским феноменом, возводя термин к ит>эт (ночь) и тэрма>торма (небо, жизнь, бог), или предполагают, что в прошлом угорская «кукла по умершему» называлась шонгот, а позднее на неё распространилось ненецкое название нытарма, звучащее в угорской огласовке как иттарма.
Лит.: Чернецов В. Н. Представление о душе у обских угров // ТИЭ. Новая серия. Т. 51. — М., 1959; Соколова З. П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — нач. XX вв. — Л., 1971; Головнёв А. В. О культе нытарма и сидрянг у ненцев // Мировоззрение народов Зап. Сибири по археол. и этнограф. данным. — Томск, 1985; Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). — Сургут, 1993.
Е. В. Перевалова.
|