Ляксыс, наследственная душа-имя, перешедшая от умершего предка к новорождённому. Северные ханты трактуют значение слова Л. как «воскресающий» или «присваиваемый», сыгвинские манси — как «встречающиеся друг с другом», одно из значений термина Л. — «вцепляющийся, хватающийся».
По угорской традиции, души умерших предков передаются только кровным родственникам (мужские — мальчикам, женские — девочкам). У северных ханты выделяются группы родственных фамилий, которые называются яха ляксыс — «вместе воскресающими». Новорождённый считается новым (очередным) воплощением кого-либо из умерших родственников, точнее — одной из его 4 (у женщин) или 5 (у мужчин) душ. Соответственно каждый умерший возрождается в своих потомках 4—5 раз, после чего цикл реинкарнации считается завершённым (у северных ханты перечень душ соотносится с частью тела: «душа-голова», «душа-сердце-плечи», «душа-живот», «душа-ноги» и отсутствующая у женщин «мужская душа». Обряд Л. (определения воскресшей души) проводится после отрезания пуповины или после возвращения матери в общий дом из дома роженицы (мань кол, ай хот). Женщина, называемая алтым анки — «носящая мать» или перна анки — «крёстная мать», положив под колыбель топор или нож, приподнимает люльку с ребёнком, называя имена умерших родственников. Если люлька «прилипает» («хватается»), значит, душа упомянутого предка «просится вселиться» в тело новорождённого. Случалось, что после обряда Л. ребёнок сильно плакал. Это означало, что воскресающая душа определена неверно, и следует повторить обряд. С обрядом Л. ханты связывают наречение новорождённого именем: «вместе с душой предка ребёнок получает и его имя», и слово Л. иногда употребляется в значении «имянаречение». В каждом роде существовал набор предковых (наследственных) имён, передававшихся из поколения в поколение. В повседневной жизни к унаследовавшему душу-имя ребёнку часто обращались как к предку, называя его «нереальным» термином родства, при этом соблюдались все обряды (избегания и др.), соответствовавшие былому статусу покойного. Считается, что ребёнок не только похож на своего предшественника, но и во многом повторяет его судьбу. С обрядом «воскрешения души» связан ритуал определения духа-покровителя для новорождённого (у северных ханты принадлежность младенца к духу обозначается тем же термином — Л.). Определение духа-покровителя возлагалось на шаманов. Душа ребёнка могла «воскреснуть» под опёкой общеугорских божеств (Калтащ ими, Урт ики), но чаще ей покровительствовали родовые духи. Соответственно на святилище духа-покровителя приносили миниатюрные лук и стрелу (при рождении мальчика) или игольницу и напёрсток (при рождении девочки). Чел., связанный «родством-воскрешением» с определенным духом, исполнял обрядовые установки по отношению к последнему с особой тщательностью.
Лит.: Чернецов В. Н. Представление о душе у обских угров // ТИЭ, н. с. Т. 51. — М. 1959; Соколова З. П. Наследственные, или предковые, имена у обских угров и связанные с ними обычаи// СЭ. 1975. № 5; Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). — Сургут, 1993.
Е. В. Перевалова.
|