Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Родильный обряд
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Родильный обряд

Родильный обряд, комплекс ритуальных действий, сопровождающих рождение ребёнка. У манси (вогулов) как только женщина обнаруживает признаки беременности, она начинает строго соблюдать принятые правила поведения. Так, на 4—5-м месяце беременности она должна иметь куклу сoс, которую делает будущая мать или другая женщина с «лёгкой рукой». Приготовление соса происходит втайне и сопровождается угощением. Делающая сoс периодически произносит причитания. Кукла сoс — символ связи между беременной женщиной и сянь (духом-матерью), которая посылает детей, помогает в родах. Этой куколке на шею прикрепляют бусы из бисера, делают косы. Сос хранится в тучане — меховой сумке. На 5—6-м месяце беременности женщина обычно делает примитивную люльку: в ней ребёнок будет спать в первую неделю жизни, запасает маленькое одеяльце, сшитое из шкурок лебедя или зимней шкурки зайца, подушечку, мягкую оленью шерсть, сухую труху берёзы для впитывания влаги в люльке. На первую неделю после родов женщина готовит себе изношенное платье и обувь. Впоследствии эта одежда выставляется в ведре из бересты в лес в тихое место. Будущая мать плетёт себе коврик из соломы, на котором сидит, спит в первую неделю после родов. Все приготовленные предметы хранятся в тайне. Приходит время появления ребёнка, будущая мать идёт в мaнькол. Берёт с собой лишь тучан и предметы, которые она приготовила для этого дня. В маньколе она снимает хорошую одежду, переодевается в старую. Для принятия родов делается специальное приспособление: ставятся две параллельные жерди на расстоянии примерно 1 м, одни концы жердей прикрепляются к полу, другие концы — к потолку. К вертикальным жердям на высоте примерно 70 см прикрепляют поперечную палку, на которую в минуты потуг женщина, стоя на коленях, ложится грудью и держится на ней подмышками. Родившемуся ребёнку одна из женщин отрезает пуповину и намазывает щёки кровью, чтобы он был краснощёким. Пуповину завязывают, отрезают, а рану присыпают порошком из угля. Самым ответственным считается рождение детского места (сянь — мать). Для детского места делается специальный берестяной кузовок («кузов матери»), послед укладывается в кусок новой ткани, связываются концы, эту котомочку уносят в лес и вешают на дерево как можно выше. Если ребёнка ожидает долгая жизнь, кузовок будет висеть долго. Через месяц-полтора мать с ребёнком собирается в обычный дом, проделывая процесс очищения от «нечистоты»: приготовляет сaпйив хап (лодочку), украшает её колечками из тонких прутиков, посередине делает ямку, кладёт туда подожжённый кусочек чаги, на тлеющий сoс кладётся лалва, которая при горении даёт особый «очищающий» запах. Специальным образом приготовляется вода для мытья ребёнка и матери. Затем проводится очищение над паром и окуривание себя и одежд. После чего мать с ребёнком может идти в общий дом, проделав по пути ещё одну церемонию: ребёнка в люльке, накрытого красным платком, берёт какая-либо женщина, а мать в одну руку берёт тучан, в другую — сaпйив хап. Сделали первый шаг — остановились; ставят на пол сапйив хап, через него прыгает сначала женщина с ребёнком, затем мать ребёнка, и обе говорят: «сянттыг-понттыг» (значение необъяснимо). По пути к большому дому 4—5 раз повторяется эта процедура. Дойдя до дома, женщина, нёсшая ребёнка, стучится в дверь, начинается ритуальный диалог. В конце концов женщина распахивает дверь и прыгает с ребёнком в дом со словами «сянттыг-понттыг». Ребёнка проносят в передний угол, люльку ставят там же (ногами в передний угол). В доме устраивается угощение. Женщина, которая несла в дом ребёнка, впоследствии называется алтум сянь — «мать по несению». Платок, которым был укрыт ребёнок, дарится ей. Итак, у ребёнка несколько матерей, и они будут заботиться о малыше: 1) мать-дух (пуп сянь), приславшая его в жизнь, — Калтась; 2) мать родившая; 3) мать, отрезавшая пуповину (пукни сянь); 4) мать, нёсшая его в общий дом (алтум сянь); 5) крёстная мать (пeрнан сянь). Кроме них есть шестая сила, которая заступается за ребёнка, — дух-покровитель, взявший ребёнка под свою защиту (пунке вaмри нaе oтыре); седьмая сила — покойный родственник, душа которого перешла в младенца.

Е. И. Ромбандеева.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Духи
Душа
Калтащ (калтась)
Люлька
Очистительные обряды
Тучу (тучан)
Упоминается в статьях
Гадание