Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Священные места
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Священные места

Священные места, места отправления культа почитаемых духов и божеств. По характеру почитаемых духов С. м. у ханты и манси были различными: общими (общеплемеными), фратриальными, локальными (поселковыми, в прошлом — родовыми или генеалогических групп), семейными, памятными, «по случаю». Семейные духи-покровители почитались члены семьи, их изображения хранились либо в переднем углу, либо на чердаке.

Например, в селении Шишинги на Нижней Оби на чердаках домов хранились в узлах изображения почитаемого тотемического предка — лягушки — вместе с приношениями.

Приношения делали и почитаемым изображениям умерших. Жители селения почитали общего духа-покровителя. Их изображения хранили в селении в священном амбаре или на помосте, проводя около них обряды жертвоприношений. Например, в нескольких км от сезонного селения Лопхари на Нижней Оби около дома стоял помост с сундуком, в котором хранился медвежий череп с приношениями ему. В XVIII—XIX вв. изображения духов стали переносить подальше от жилья в лес, так возникли С. м. селений. Они были раздельными для мужчин и женщин. На мужских С. м. (жертвенные места) приносили кровавые жертвы, убивая оленя, телёнка для почитаемого духа. Мясо варили, ели, давая насытиться его запахом духу. Для святилища в лесу готовили полянку, около деревьев ставили амбар или помост для изображения духа (и его помощников), посреди площадки разжигали костёр, сидели вокруг него на брёвнах. На деревья вешали череп и шкуру убитого животного, на хвойное дерево (кедр, ель, лиственницу) вешали белые лоскутки с завязан. в их концы монетами. Иногда ставили стол с угощениями духу (вино, мясо, кашу). На С. м. женщинам зачастую Священный амбар (обские ханты) было запрещено ходить (по-видимому, в силу различной фратриальной принадлежности). Женщины собирались на женские С. м. — берёзовые рощицы, где на деревья вешали разноцветные лоскутки (остатки от шитья). Здесь кровавые жертвы не приносили, готовую пищу брали из дома. На костре кипятили чай. Женщины собирались (иногда семьями) по разным семейным обстоятельствам. Угощали духов, пили и ели, проводили обряды со специальной куклой из ткани, обращались с просьбами к духу. Некоторые из С. м. со временем становились почитаемыми не только жителями селения, но и окрестных селений. У ханты и манси были и фратриальные С. м.: в Вежакорах — фратрии Пор, в юртах Калтысянских — фратрии Мось. Празднества и обряды в честь духов проводили в специальном общем доме. Почитаемым духам приносили подарки: халаты, платки, куски тканей, шкуры, деньги. Образовалась своеобразная касса для проведения праздников и обрядов (из неё при случае можно было взять взаймы с последующей отдачей). В XX в. часть предметов культа хранилась не в доме, а в амбаре в лесу. Со временем, с ослаблением дуально-фратриального деления, фратриальные С. м. стали общими (общеплеменными, общенародными), на них съезжались ханты и манси иногда издалека. Такими же были С. м., где почитались общие духи и божества: водных стихий, воды, Калтащ, Чохрын ойка, Золотая богиня, Вут ими и др. С. м. располагались иногда в самом селении, чаще — в лесу, на мысах, холмах, островах и т.п. Нередки святилища на местах существовавших в прошлом городков (городища), таковы святилища Ялпус ойки, Стариков мыс около Согома. Реже отмечены святилища на местах кладбищ, где захоронены легендарные богатыри.

Лит.: Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — нач. XX века. Сб. МАЭ, 27. — Л., 1971; Соколова З. П. Женские и мужские священные места у хантов р. Сыня // Итоги полевых работ Института этнографии в 1971 году. — М., 1972; Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. — Новосибирск, 1986.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Нижняя Обь р.
Сопредельные территории/Тюменская обл./Шишинги с.
Предметный указатель
Водяной (водяной дух)
Дуальная (дуально-фратриальная) организация
Духи
Жертвоприношение
Калтащ (калтась)
Чохрын Ойка
Ялпус ойка
Культовые места. Из материалов экспедиций У. Т. Сирелиуса
Культовые места. Из материалов экспедиций У. Т. Сирелиуса
Священная нарта
Священный амбар (обские ханты)
Священный амбар (обские ханты)
Священный лабаз (манси)
Хранение медвежьих черепов