Чохрын Ойка, почитаемый ханты и манси дух-покровитель. В фольклоре это 7 братьев — «ножевых стариков», они олицетворяют кузнечество и имеют символический облик стрекозы, туловище которой такое же узкое и длинное, как нож щохри. Братья «жили» в разных местах, там, где его почитали: на Урале, Ляпине, Тапсуе, Северной Сосьве (Нильдино), в Вежакорах. Им в дар приносили ножи, втыкая их в дерево, где обитал сам Ч. о. В деревне Вежакоры, на правом берегу Нижней Оби, на высоком лесистом мысу стоит старая лиственница, в ствол которой в 1965 было воткнуто 150 ножей. К каждому из них привязан узелок с табаком («Ч. о. любит курить»). Ч. о. — мирный кузнец, хотя и делал оружие. Ялпус ойка не раз подговаривал его к войне, но безуспешно. Он не любит крови, поэтому кровавые жертвы ему не приносят — только варёную пищу и ножи с табаком. Ч. о. помогает излечивать болезни. Заболевший человек, не имеющий возможности пройти на мыс, втыкал нож в стену дома, посвящая его Ч. о. В деревню Вежакоры отовсюду приезжали ханты и манси, даже с Казыма и Северной Сосьвы. Женщины к лиственнице не подходили, разводили костёр на берегу. Мужчины разводили костёр недалеко от дерева. На стол около лиственницы клали угощение и ножи. Обратившись к Ч. о. с просьбой об исцелении, втыкали ножи в дерево. На горе Ч. о. нельзя ломать деревья, рвать траву, но можно ловить рыбу и пить воду рядом с горой.
З. П. Соколова.
|