Сюжет в фольклоре обских угров (франц. sujet — предмет), динамическая система событий в повествовательном произведении. Близость фольклорных сюжетов разных народов позволяет говорить об одностороннем или взаимном влиянии соседних культур и, соответственно, о заимствованиях либо о параллельном происхождении сходных сюжетов, основанных на сходных представлениях.
В ряде случаев заимствование является несомненным. Так, у ханты и манси широко распространены сказки, заимствованные у степных и восточноевропейских народов, в т.ч. у русских (русские сказки: русь моньсь (хант.), русь мойт (манс.), которые обычно подвергаются культурной ассимиляции (на уровне системы персонажей, особо значимой для сюжета), например, превращение героев в финале в каких-либо духов-покровителей). Близость сюжетных схем может также служить одним из главных оснований для классификации фольклорных текстов по жанрам.
Следует отдельно упомянуть нескольких распространённых и популярных тематических групп. Во-первых, это сюжеты о Мось и Пор, которые в разных текстах могут быть истолкованы и как предки экзогамных фратрий, и как предки различных этнических ветвей обских угров, и как реализация представлений о функциональном делении мира, и, наконец, как сказочные персонажи: Мось — обычно женщина, соответствующая фольклорному идеалу; Пор — упрямая, глупая, агрессивная женщина, у ханты — иногда лесная ведьма, жена Сэвс ики. Популярны также С. о «страже мира», младшем сыне Нуми Торума (Тарыг пещ нималя сов, Мир суснэ хум, Эква Пырыщ, Ими Хиты, Альвали, Сын Живого Лесного Воробья и пр.). В сказках это герой-обманщик, т.н. трикстер, который с помощью хитрости или колдовства побеждает лесного великана Менква, богача Усынг отыра, русского богатыря, купца и даже царя.
Сюжетны в фольклоре ханты и манси не только собственно повествовательные жанры, но и «призывные песни», обращённые к духам и рассказывающие об эпизодах их биографии, мифической или человеческой — до превращения в духов. Наиболее развёрнутым здесь является цикл песен и сказаний о медведе, посвящённых его происхождению — небесному, либо в результате превращения богатыря-человека, рождению от женщины Мось и, наконец, гибели медведя — начиная от его первого добывания культурным героем до истории поимки данного конкретного зверя. Героические сказания ханты и манси, как правило, посвящены описанию военного похода богатыря. Поход может быть связан со сватовством либо кровной местью. Основная сюжетная линия начинается с отправления богатыря в поход и завершается либо прибытием его в иную землю и исполнением цели, либо возвращением на родину. Сюжет может осложняться за счёт описания рождения богатыря (обычно сверхъестественного), его героического детства, а также различных препятствий на пути в иной мир и обратно. Противниками богатырей выступают такие же богатыри, реже — потусторонние силы (чудовища, черти, колдуны и пр.). Кроме сказаний и песен обскоугорский фольклор знает исторические предания, посвящённые междоусобным схваткам богатырей или отражению нашествий соседей: ненцев, татар, русских, народа Ахыс ях. Часто сюжет сказания или предания завершается превращением богатырей в каких-либо духов либо (после гибели в бою) в камни, скалы и пр. Сказки ханты и манси сюжетно часто близки к мифам или героич. сказаниям (можно говорить о мифологической сказке — например, о Пор и Мось, об Ими Хиты; о богатырской сказке).
Сказки могут быть посвящены жизни охотников и рыболовов, встречам с разного рода «лесными людьми» — менквами, мис махумами, людоедами Яльвилем и ведьмами. Дети, попавшие в плен к чудовищам, обычно спасаются хитростью, взрослые могут вступить в схватку или же сохранить мирные отношения, в т.ч. вступить в брак с представителем иного мира.
Особую группу составляют детские сказки развлекательного и назидательного характера, часто строящиеся по «кумулятивному принципу», через повторение и наращивание близких по смыслу эпизодов. К детским примыкают сказки о животных, часто содержащие этиологические мотивы (например, сюжет о происхождении головы щуки из проглоченных животных, людей и различных предметов).
Лит.: Мифы, предания, сказки хантов и манси. — М., 1990; Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. — Сургут, 1993.
Д. В. Жердев.
|