Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Пор
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Пор

Пор, самоназвание членов одной из фратрий (сир) у северных манси и ханты.

Первые сведения о делении манси на две большие группы — пор хум и мось хум — появились в работе антрополога и этнографа Н. Л. Гондатти. Он называл эти группы родами, или поколениями.

Этнограф И. Н. Смирнов в начале века определил как экзогамные фратрии мось хум и пор хум. Более детально деление ханты и манси на фратрии изучал В. Н. Чернецов. Он отметил отсутствие специального термина «фратрия» у обских угров и употребление ими терминов «хум», «махум», «сир (сыр)» для определения своей принадлежности к фратрии или роду. Он считал признаками фратрии П. наличие имени-самоназвания, сознание кровного родства, происхождения от медведя-предка («божественный зверь», «луговой зверь», «лесной зверь»), дуальную экзогамию (в пределах фратрии П. браки были запрещены).

Опираясь на материалы других народов, этнограф А. М. Золотарёв обобщил данные о делении манси и ханты на фратрии Пор и Мось. Признаками деления он считал не только экзогамию, единство тотемов, представления о разном происхождении фратрий, фратриальные святилища, но и обособленные фратриальные посёлки (до конца XIX в.), представления о разнице в характерах членов разных фратрий, подшучивание друг над другом.

Немецкий лингвист В. Штейниц считал П. североазиатским аборигенным охотничье-рыболовческим компонентом обско-угорской культуры. Если В. Н. Чернецов считал деление ханты и манси на две фратрии Пор и Мось всеобщим и очень древним, то В. Штейниц и П. Вереш относили возникновение этого деления к периоду формирования обских угров, когда носители аборигенной культуры Пор слились с носителями пришлой с Ю. угорской культуры Мось. В. Г. Бабаков отодвинул это дату еще дальше, к периоду формирования северной группы манси, когда манси Мось ассимилировали ханты Пор. Люди фратрии Пор называли себя Пор махум (народ Пор) или пупих сыр («медвежья фратрия», «медвежий род»). Медведь ассоциировался с Нуми Торумом, верхним духом, его называли также Когтистым стариком. Все члены фратрии считались родственниками и в браки друг с другом не вступали. Медведь воспринимался и как культурный герой: от него люди получили огонь и лук. Члены фратрии Пор считаются в родстве с лесными великанами менквами, противостоящими мис, покровителями Мось. Люди Пор связаны также с зонтичным растением порых. Люди Пор почитали кедр и лиственницу, они были постоянными атрибутами медведя и менквов. Из кедра делали изображения духов. Менквы имели вид растения порых. Отдельные генеалогические группы фратрии Пор почитали лося, орла, чайку, филина. Центром фратрии Пор считался поселок Вежакоры (Октябрьский район). Его называли также Ялп-ус, священный городок (хант. Ем-вож). Здесь находилось святилище Ялпус ойки, «Старика священного городка», Когтистого старика (Консенг-ойки), т.е. медведя. Еще в 1930-х в селении стоял общественный дом, в котором проходили периодические Медвежьи праздники или игры, пляски. В лесу стоял священный амбар, в котором хранились аксессуары праздника (посохи, маски менквов), часть их хранилась в общественном доме, в котором жил хранитель фратриальных обрядов (в последние годы — из семьи Костиных). Люди П. в прошлом не охотились на медведя и не ели его мясо. Члены фратрии П. специально на медведя не охотились, берлогу с медведем не разыскивали. Со временем эти табу ослабли, его стали убивать, отводя вину сначала на людей Мось, потом — на русских («русское ружьё»). На праздник стали (особенно спорадический) допускать членов фратрии Мось. Постепенно Медвежий праздник стал общеплеменным. Анализ брачных связей северных манси показывает, что в ХVIII—ХIХ вв. во многих селениях жили члены одной фратрии (по Ляпину в основном Мось, по Северной Сосьве — Пор). Фратрии Пор и Мось зафиксированы в основном у северных ханты и манси. И хотя у всех групп, обских угров по бракам, заключённым в ХVIII—ХIХ вв., выявляется дуальная система (между членами двух фратрий), у восточных ханты наблюдается тенденция деления на 3 экзогамные группы, при этом у сургутских ханты одна из них ведёт своё происхождение от медведя. В их мифологии также фигурируют Пор и Мось. Возможно, деление восточных ханты на три экзогамные группы — позднейшая трансформация. Лингвист Н. И. Терёшкин считал, что термины Пор и Мось — хантыйского происхождения. Тем не менее, следует отметить широкое распространение и древнее происхождение (на уровне уральского единства) термина Пор — у обских угров, ненцев, селькупов, удмуртов.

Лит.: Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-угорского общества // Сов. этнография, 1939. 2; Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология. — М., 1964.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Бабаков В. Г.
Вереш П.
Гондатти Н. Л.
Золотарев А. М.
Костины
Смирнов И. Н.
Терешкин Н. И.
Чернецов В. Н.
Штейниц В.
География
Октябрьский р-н/Вежакары п.
Топографические ориентиры/Ляпин р.
Топографические ориентиры/Северная Сосьва р.
Предметный указатель
Дуальная (дуально-фратриальная) организация
Медвежий праздник
Менк
Микола Торум
Мось
Ялпус ойка
Упоминается в статьях
А.В. Бауло. Арлекин, остяцкий идол
Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа (электронный вариант книги)
Дуальная (дуально-фратриальная) организация
Е. В. Перевалова. "Русские" в представлениях Обских угров и лесных ненцев
И.Н. Гемуев. Мифологическая картина мира манси
Медвежий праздник
Обряды периодические
Пор нэ
Русские глазами коренных народов Сибири
Сюжет в фольклоре обских угров
Тотемизм у остяков Сибири (В. Штейниц, пер. с нем. Н.В. Лукиной)
Ялпин-Нёл