Чум (коми-зырян. чом — красный шалаш) (нен. — мя, хант. — юрн хот, манс. — йорн кол), коническое каркасное переносное жилище, широко распространённое среди кочевых и полуоседлых народов Сибири. Для оленеводов Западной Сибири, занимавшихся крупностадным оленеводством, Ч. был единственным видом жилища. Основу Ч. составляет остов из 36—50 деревянных шестов. Количество шестов и их длина определяют размер жилища. Изготавливаются шесты из стволов сосны или ели длиной до 5 м, круглыми в сечении, с заострённым нижним концом. Существует особый порядок установки Ч. Прежде всего определяют место очага: оно должно располагаться точно в центре жилища, что обеспечивает наибольшую вытяжку. По обе стороны от очага кладут по три доски, служащих полом, и далее устраивают постели. Затем по обе стороны от постелей и точно на равном расстоянии от входа и противоположной стороны устанавливают два основных шеста, определяющих диаметр будущего жилища, который в среднем составляет 6 м. Основные шесты имеют в верхних концах по сквозному отверстию, сквозь которые продевается верёвочная петля. В эту петлю потом просовывается часть остальных шестов. При установке основные шесты перекрещиваются точно над центром очага. Затем группы по четыре ставятся остальные шесты. Всего таких групп 8. Когда остов Ч. готов, за очагом ставили шест, куда крепилось устройство для подвешивания котла и чайника над костром. Этот шест — сымзы — почитался священным и олицетворял собой духа очага. Следующий этап — натягивание покрышки (нюки). В зимнем Ч. сначала натягивают две нижней покрышки, а затем поочерёдно две верхних. Край верхней покрышки обычно служит дверью. Для большей прочности снаружи к Ч. прислоняют шесты и нарты. Нижний край покрышек у основания укрепляют снегом. Покрышками для летнего чума в настоящее время служит брезент, а в прошлом — берестяные тиски (сшиваемые из полос вываренной бересты). Для покрытия летних Ч. употреблялось 7—8 покрышек. Для защиты дымового отверстия от дождя и ветра наверху укрепляли два куска бересты. Берестяная дверь летних Ч. либо подвешивалась к верхушке одного из шестов, либо на кожаных петлях надевалась на шест, прислонённый к Ч. Когда Ч. поставлен, в него вносят вещи: печь, трубу которой выводят наружу через дымовое отверстие; постели (матрасы, подушки, одеяла); столики для еды, посуду и сумки с вещами. Вся площадь Ч. делится на спальные места (между досками пола и боковыми стенами чума по обеим сторонам от очага); пространство за очагом, считающееся «чистым», священным, здесь обычно стоит столик с едой и посудой и хранятся домашние святыни; часть площади у входа, где хранятся дрова и мешки с женским рукоделием (женская половина). Наиболее почётное место — часть постели против основных шестов по обе стороны от центра. Обычно в Ч. проживает одна семья, но если живёт две, каждая занимает свою половину. Каждой вещи в жилище отведено своё место. Запасы продуктов, ненужную в данный момент одежду хранят на нартах рядом с Ч. Для перевозки Ч. существуют специальные грузовые нарты. В разобранном виде он умещается на 2—3 нартах. Для установки Ч. требуется 40—50 мин. Обычно установкой и разборкой жилища занимаются женщины, мужчины помогают лишь натягивать тяжёлые меховые покрышки. Ч. до настоящего времени остаётся наиболее приспособленным жилищем для мобильного образа жизни оленеводов.
И. А. Карапетова.
|