Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Рубрикатор / Традиционная культура
"Нумсты юнтупсэт" - головоломки
Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В...
подробнее

Нумто
Нумто, озеро в Белоярском районе, одно из наиболее почитаемых священных мест коренного народа Обского Севера. Озеро получило название по имени верховного небесного божества Нум (ненец.), или Торум (хант.), и в переводе на русский обозначает «божье,...
подробнее

Нырики
Нырики (ньюр), русское название обуви юганских ханты. Обувь башмаковидная. Башмачная часть Н. шьётся из дублёной и окрашенной кожи. Внутренняя часть меховая, но в летней обуви ворс подстригается. Голенище шьётся из плотной ткани, зимнее...
подробнее

Нюки
Нюки (лесн. ненц. — дедя, тундр. ненц. — ея), зимние покрышки на чум. Шьются из зимних подстриженных шкур оленя сухожильными нитками в виде трапециевидных полотнищ. На одну покрышку идёт от 18 до 20 шкур оленя. В прошлом на зимний чум употреблялось...
подробнее

Об исполнении песен
Приведем интересные сведения об исполнении культовых песен, сообщенные нам венгерской фольклористкой Е. Шмидт (1986 г.). Культовая (и даже простая) песня исполняется в ином психическом состоянии, чем другие произведения. Прихотливо варьирующийся...
подробнее

Оберег
Оберег, предмет, играющий функцию личного охранителя. Представления о нём уходят в глубокую древность, их истоки связаны с доанимистическим мировоззренческим пластом, который предполагает равенство в отношениях «человек—вещь» (фетишистский пласт...
подробнее

Облас
Облас (манс. — хап; хант. — хоп, рыт, ай рыт), лодка, выдолбленная из ствола осины или кедра, длинная и узкая, с выпуклым или слегка уплощённым дном и одинаковыми по форме носом и кормой. За счёт установленных между бортами распорок сохранялась...
подробнее

Оборотни
Оборотни, персонажи демонологии, по представлениям русских старожилов Сургута, особая порода людей, способных «оборачиваться» в животных. О. бывают и мужчины (по местным представлениям, обычно превращаются в медведя), и женщины (обычно...
подробнее

Обработка шкур
Обработка шкур, вид домашнего производства обских угров, сводится к очищению от мяса и жира и размягчению шкур для их последующего использования в быту. Ханты и манси обрабатывали шкуры оленя, лося, пушных животных, птиц. В ряде районов выделывали...
подробнее

Обряд погребальный русский
Обряд погребальный русский, комплекс действий, установленных традицией, воплощающих представления об окружающем мире, порядке отправления покойника из мира людей в иной мир, предвестиях смерти, порядке и характере отношений с покойником и т.п....
подробнее

Обряд проводов души
Обряд проводов души. После смерти человека, по верованиям манси, его душу отправляют в тёплые южные края (мoртым мa). Для этого в момент его смерти у родственников срезают пучок волос с затылка. Одевают покойного в погребальный наряд, укладывают в...
подробнее

Обряды периодические
Обряды периодические, проводились обскими уграми в определенные периоды года. Имеют древнее происхождение. Для охотника важнейший сезон года — осень, для рыбака — весна, начало лета, после ледохода и спада воды. Регулярно весной и осенью ханты и...
подробнее

Обряды родильные
Обряды родильные. В традиционной культуре русского крестьянства рождение ребёнка было важным событием. Период беременности и родов считался очень опасным для жизни роженицы и ребёнка. В культурном пространстве крестьянского мира состояние...
подробнее

Обские угры в мировой расовой классификации
Обские угры в мировой расовой классификации. Народы мира делятся на три основные расы: европеоидную (евразийскую, кавказоидную), монголоидную (американо-азиатскую) и экваториальную (негроидную, австрало-негроидную). В различных классификациях...
подробнее

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Защита диссертаций
1992 г. – Защита кандидатской диссертации “Структурно – семантические типы простого предложения казымского диалекта хантыйского языка” Соловар В.Н., Институт истории, филологии и философии СО РАН (г. Новосибирск). 1994 г. – Защита кандидатской...
подробнее