Обряды периодические, проводились обскими уграми в определенные периоды года. Имеют древнее происхождение. Для охотника важнейший сезон года — осень, для рыбака — весна, начало лета, после ледохода и спада воды. Регулярно весной и осенью ханты и манси приносили жертвы духам для обеспечения удачи в промысле. Манси приносили жертвы весной перед началом рыбалки, ранней осенью по окончании её, поздней осенью перед началом зимней охоты и ближе к весне по её окончании. У ханты р. Тромъеган «месяц большой жертвы» и «месяц малой жертвы» предшествуют «месяцу середины зимы» (с октября до декабря). На Иртыше жертвы приносили в начале весенней рыбалки (около Пасхи), до или после посева, в начале летней рыбалки, в Петров день (20.06. по старому стилю), осенью при замерзании рек, около Покрова (1.10 по старому стилю). Один из важных периодических жертвенных обрядов приходится на Семёнов день (1.09. по старому стилю) — «день распределения дичи». Северные ханты регулярно праздновали большой праздник Орт ики (Ортика) осенью при замерзании Оби. Периодическими были также медвежьи обряды у северных ханты и манси Оби. Они проводились в центре фратрии Пор в селении Вежакары на Оби (а в XX в. и в селении Теги) — в течение 7 лет с последующим семилетним перерывом и проходили с декабря (времени зимнего солнцестояния) до марта (времени весеннего равноденствия), т.е. были календарными. Они не были связаны с убиением медведя. Его представляла медвежья шкура, хранившаяся в священном амбаре. Периодическими были Вороний праздник, который проводили весной с прилётом ворон, поминальные обряды, проводившиеся в определенные сроки после похорон, обряды-жертвоприношения в честь родовых и семейных духов, которые приурочивали к началу промысла или его окончания. Описания О. п. нередки в литературе XVIII-XIX вв. Общими чертами их являются: многодневность (чаще всего 7 дней), пляски с саблями или мечами, сбор нескольких (до 7 и более) родов-генеалогических групп, жертвоприношения духам. Семидневный праздник с военными танцами (йохтохот) устраивался в разных местах на Нижней Оби, в т.ч. в Пашерцевых юртах в честь божества Яляня. В нём так же участвовали 7 родов.
Лит.: Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. — Томск, 1996.
З. П. Соколова.
|