Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Вороний праздник
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Вороний праздник

Вороний праздник (манс. — Урин эква хотол; хант. — Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (манс. — урине эква; хант. — ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. В. п. был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле, у северных манси он символизировал половину года — тал котль. В календарях разных групп ханты и манси есть название вороньего месяца, с которого у васюганско-ваховских ханты начинался год. В CC в. В. п. отмечался 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а В. п. — с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калтащ (Сянь), помогающей при родах, или Торум эви, Небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционную Куриньку, Акань-акань, Ойка икв, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни ставили стол, а на него — жертвенную пищу для ворон (горячую кашу и чай). У северных ханты мужчины в день праздника доставали из священных амбаров или нарт изображения духов-покровителей, приносили им дары, угощение, убивали оленя. На берёзы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с весёлыми криками собирали и съедали дети. На Казыме к этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо оленёнка, убитого на охоте, для приготовления праздничного блюда для детей. Мясо (как и медвежье) варили на улице. Ивдельские манси в этот день готовили густую кашу — саламат. С В. п. были связаны различные приметы и гадания: каковы будут весна, погода, улов рыбы, сбор ягод. Например, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной, если на высокое — затяжной.

Лит.: Новикова Н. И. Традиционные праздники манси. — М., 1995.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Ляпин р.
Топографические ориентиры/Северная Сосьва р.
Предметный указатель
Калтащ (калтась)
Медвежий праздник
Упоминается в статьях
Женские культы обских угров
Обряды периодические
Праздники традиционные
Чай
Вороний праздник