Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Библиография / Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Пор
Пор, самоназвание членов одной из фратрий (сир) у северных манси и ханты. Первые сведения о делении манси на две большие группы — пор хум и мось хум — появились в работе антрополога и этнографа Н. Л. Гондатти. Он называл эти группы родами, или...
подробнее

Пор нэ
Пор нэ, персонаж фольклора и религиозных верований коренных народов округа (хант. — Пор нэ, манс. — Пор нэ, Пор эква, Кирп нёл эква, лесн. нен. — Пыл, т нэ). В верованиях этих народов он представляется в образе старой, уродливой женщины: хромоногой,...
подробнее

Поселения традиционные
Поселения традиционные, в прошлом их называли юртами (хант. — пухот, пугол, ваш, вош, корт; манс. — пауль, вош, уш), укреплённые городища, городки. Можно условно выделить 5 типов П. обских угров: 1) кочевые стойбища с переносными жилищами (чум)...
подробнее

Постройки для собак
Постройки для собак (хант., манс. — амп кот, амп хот), специальные сооружения для содержания собак на стойбищах и в посёлках. Традиционно строятся ханты, манси и соседними коренными народами (селькупами, лесными ненцами) аналогично формам...
подробнее

Постройки хозяйственные обских угров
Постройки хозяйственные обских угров, специальные сооружения, располагавшиеся рядом с жилищем или на местах промысла и предназначенные для различных хозяйственных нужд. По назначению делились на несколько групп: 1. Постройки для хранения пищевых...
подробнее

Посуда традиционная обских угров
Посуда традиционная обских угров, часть домашней утвари, предназначенная для приготовления, хранения и употребления пищи. Обские угры использовали самодельную и покупную П. Самодельную изготавливали из дерева, бересты, кости. Некоторые предметы были...
подробнее

Пояс набедренный
Пояс набедренный (пояс-повязка, манс. — мaнькaсь, хант. — вурып), деталь женской одежды. Представлял собой полоску кожи или сукна, охватывавшую талию, к которой пришивалась ещё одна полоса (из кожи, бересты, стёганой ткани, ровдуги), суживающаяся к...
подробнее

Праздник лосиный
Праздник лосиный. В традиционном мировоззрении ханты объектом особого почитания было нескольких животных: медведь, лось, бобр, лошадь. Образ лося присутствует в мифах, фольклоре, народных приметах. Везде лось — символ благополучия, изобилия,...
подробнее

Праздники традиционные
Праздники традиционные в прошлом у манси и ханты тесно связаны с религиозными обрядами. Это в основном Медвежий, Лосиный и Вороний праздники. Медвежий праздник был периодическим — с периода зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия или...
подробнее

Предания манси и ханты
Предания манси и ханты, устный социально-бытовой рассказ, изложенный как достоверный, несмотря на то, что в нeм могут быть фантастические герои или обстоятельства. Основная функция преданий — информативная. Поскольку, с точки зрения рассказчика, его...
подробнее

Предания русские
Предания русские. Как правило, оригинальный комплекс П. р. формируется в границах исторически сложившегося региона, которые определяются единством социально-экономических и историко-культурных параметров. П. р. старожильческого населения округа в...
подробнее

Предметы домашнего убранства
Предметы домашнего убранства у обских угров делятся на несколько групп. 1) Спальные принадлежности: шкуры оленя и лося, которые клали на нары. Под них стелили циновки. В северных районах узорные циновки вешали на стены жилища, в южных пользовались...
подробнее

Присушка
Присушка (приворот), в народной культуре — комплекс мер, сочетающий практические действия и словесные магические формулы, направленные на привлечение внимания лица противоположного пола, устранение дисгармонии в супружеских отношениях. Главными...
подробнее

Причёски обских угров
Причёски обских угров. Мужчины и мальчики подстригались под кружок («горшок»), некоторые носили длинные распущенные волосы, северные угры — косы. Зимой мужчины почти не надевали шапки. Женщины и девочки заплетали косы, к концам которых вплетали...
подробнее

Прозвища
Прозвища, особый тип имен (антропонимов) в русской народной традиции. В отличие от антропонимов, имеющих официальный статус и зафиксированных в церковных или государственных документах, П. складываются как бы стихийно, по законам речевого и...
подробнее