Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Медвежий праздник
1 2 3
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Медвежий праздник

Медвежий праздник («медвежья пляска», «медвежьи игры»), ритуальный цикл в честь медведя у ханты и манси. М.п. — часть культа медведя, проводится в честь медведя (периодический праздник) или после удачной охоты на него (спорадический праздник).

В далёком прошлом, когда убивать медведя было нельзя, проводились только периодические праздники. Они устраивались зимой в течение 7 лет подряд с семилетним последующим перерывом, начинались в декабре, с периода зимнего солнцестояния, и заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. М. п. проходил в центре фратрии Пор — деревня Вежакары на Нижней Оби. Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп. Исполнялись специальные «медвежьи песни». Затем следовали «призывные песни», «птичьи танцы», во время которых вызывались как общие божества, так и предки генеалогических групп, а также танцы с саблями или мечами. Эта часть праздника была священной. Исполнителями танцев, песен и интермедий были переодетые мужчины, в т.ч. и в женских ролях. В последнюю ночь М. п. разыгрывались священные представления, изображались главные духи — «Большой дух», Калтащ эква, Отыр, Мир суснэ хум, исполнялись посвящённые им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали сцены противоборства медведя и журавля. Танцы и песни исполнялись под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента санквалтап. На празднике исполнялись пантомимы эротического свойства, песни и танцы нескромного содержания. Кульминация М. п. — представление с куклами. Это были куклы из тряпок, укреплённые на ногах артиста, лежащего на спине, или деревянные фигурки, управляемые руками музыканта, играющего на санквылтапе. Кукольный спектакль нёс большую сакральную нагрузку и заканчивался гибелью куклы, воспринимавшейся как искупительная жертва за смерть медведя. За этой жертвой приходили 7 духов-мэнквов (духи фратрии Пор), они уносили её в тайное святилище и сжигали. Затем наступал переход к ритуальной трапезе.

Спорадические М. п. ханты и манси в ХХ в. длился 5 ночей, если был убит медведь, и 4 ночи, если это была медведица. Он являлся как бы сокращенным вариантом периодического праздника. Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной» позе (голова — на вытянутых лапах), зафиксированной ещё в бронзовых украшениях I тыс. до н.э. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты (как покойнику), лапы украшали кольцами, ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей (раньше в этом случае приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания — дымящуюся чагу. Все, кто приходил на праздник, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины — через платок). Затем исполняли «медвежьи песни», мужские и женские танцы, интермедии (тулыглап). Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Женщины танцевали, закрыв лица и руки платками. Назидательно-сатирический характер носили интермедии, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать каждый, обижаться на актёров было не принято. Мясо медведя ели в последнюю ночь руками или специальными палочками (металлические предметы использовать было нельзя), кости разделяли по суставам (рубить, резать их было нельзя). Мужчины ели от передней части туши, женщины — от задней. Голову, лапы и сердце мужчины варили позднее в лесу и ели отдельно. Кости медведя хоронили в лесу, озере, череп вешали на высокий пень или прятали в священном сундуке завёрнутым в платок, шкуру также хранили в священном месте. Отводя от себя вину за поедание мяса, каркали по-вороньи, очищались водой, огнём.

Лит.:Чернецов В. Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем. // Congressus Secundus Internationalis Fenno-Ugristarum. — Helsinki 23.28.UIII. 1965. Pars II; Tschernjetzow V.N. Bдrenfest bei den Ob-Ugriern. // Acta Ethnographica, T.23 (2-4). — Budapest, 1974.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Октябрьский р-н/Вежакары п.
Топографические ориентиры/Нижняя Обь р.
Предметный указатель
Калтащ (калтась)
Медведя культ
Пор
Упоминается в статьях
Животных культ
И.Н. Гемуев. Мифологическая картина мира манси
Калтащ (калтась)
Костюм ритуальный
Культы народов
Маска (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Маска (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Маска (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Маска (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Маска (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Маска (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Маска (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Маска ритуальная
Медведя культ
Медвежий скальп (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
1 2 3