Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Библиография / Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Звёзды
Звёзды. В представлении манси (вогулов) на небесном куполе столько З., сколько людей на земле. Родился человек — появляется на небе новая З. Если он в жизни будет значимым, то его З. горит ярко. Перед смертью человека его З. скатывается с неба....
подробнее

«Звериные знаки»
«Звериные знаки» на деревьях носили мемориальный и осведомительный характер. Такими знаками пользовались до 40-х XX в. С дерева снимали часть коры, затем топорами делали на стволе насечки, обозначавшие знаки и фигуры животных. Иногда в разные линии...
подробнее

Зверь мамонт
Зверь мамонт, мифологический персонаж. Согласно традиционным представлениям русского старожильческого населения края, мамонт — реальное подземное животное. Русские сказания о З. м. схожи с соответствующими представлениями о мамонте в угорской...
подробнее

Зеленогорский этап
Зеленогорский этап (VI—VII вв. н. э.) нижнеобской культуры назван по поселению Зеленая Горка (Салехард). К памятникам З. э. относятся городище Барсов Городок в Сургутском Приобье, поселения Перегребное, Каксинская Гора и др. — в Нижнем Приобье....
подробнее

Землянка
Землянка (хант. — мув хот), полностью или на две трети углубленное в землю жилище. Древнейшая форма З. у ханты — каркасная, с остовом-каркасом из наклонных столбов, соединённых в вершинах квадратной рамой (это отверстие для света; через него выходил...
подробнее

Зипун
Зипун, верхняя мужская и женская одежда, в основном из домотканого сукна (см.: Сукманина). Покрой и материал для изготовления З. зависели от его назначения. З. как тип уличной одежды шился немного ниже колен, расширенным книзу за счет клиньев,...
подробнее

Змеи в мифологических представлениях русских
Змеи в мифологических представлениях русских. Славянская «змеиная» мифология представлена несколькими комплексами: образ З. в архаической традиции, сохранившийся в ряде фольклорных жанров (заговоры, сказка, былина); З. как персонаж актуальной низшей...
подробнее

Золотая Баба
Золотая Баба, русское название женского божества, почитаемого финно-угорскими народами: Касум ими, Сорни най. Самое раннее упоминание содержится в Софийской летописи (1398), где сообщается о пермяках, которые поклонялись З. Б. Первое её описание...
подробнее

Иван Купала
Иван Купала, Иванов день, один из главных праздников традиционного славянского календаря, связанный с летним солнцестоянием; в православной церковной традиции — праздник в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня (24 июня / 7 июля)....
подробнее

Иванцев Павел Иванович
Иванцев Павел Иванович (1885 — после 1920), учитель, краевед. В 1909—11 служил псаломщиком в церкви села Болчары на р. Конда, учителем в селе Болчары, деревне Слинкиной и селе Демьянском на Иртыше. Принимал деятельное участие в работе Тобольского...
подробнее

Игольница
Игольница, предмет традиционного женского обихода. Представляет собой подушечку в форме квадрата, иногда круга. Богато орнаментируется, украшается бисерным узором. Материалом служит чаще всего сукно, иногда ситец или мех оленя.
подробнее

Избегание
Избегание, широко распространенный обычай запретов во взаимоотношениях между родственниками или свойственниками. И. связано как с активным поведением (прямое обращение, взгляд, прикосновение, упоминание имени и прочее), так и с пассивным — в...
подробнее

Имя
Имя мансийское, нам (манс. ном — помнить). В древности манси не имели личных имён, обходясь в общении друг с другом терминами родства: ома — мама, атя — папа, уси — старше меня сестра, эсь йигкве — моложе меня сестра, апсикве — брат моложе меня,...
подробнее

Имя охранительное
Имя охранительное, давалось у обских угров в тех случаях, когда в семье часто умирали дети. Обычай имянаречения у ханты и манси был связан с представлениями о душе — жизненной силе человека, которая отождествлялась с его именем. Назвать человека по...
подробнее

Имянаречение
Имянаречение, обряд присвоения имени ребёнку. При сопоставлении данных об этом обычае северных народов в исследованиях Г. И. Новицкого, В. Ф. Зуева, П. С. Палласа, Ф. Белявского, С. К. Патканова заметны противоречия и несогласованность, путаница...
подробнее