Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Библиография / Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
«Васильевский огарок»
«Васильевский огарок», остаток обожженной лучины, по народным представлениям Тобольского Севера, сильное магическое средство — оберег, защищающий от нечистой силы. Заготавливался В. о. вечером накануне Нового года (Васильева дня) от первого огня,...
подробнее

Ваховские говоры
Ваховские говоры. Ваховские ханты занимают весьма обширную территорию и редко общаются между собой. Тем не менее их язык (диалект) обнаруживает высокую степень однородности. Основываясь на свидетельствах носителей языка, можно выделить две слабо...
подробнее

Вашкевич Федор Владимирович
Вашкевич Федор Владимирович (22.02.1906, Волынская область — после 1948), агроном-зоотехник, краевед. Учился в Московском зоотехническом институте (1923—27), по окончании его заведовал Обдорской опорной зоотехнической станцией по оленеводству...
подробнее

Великий четверг
Великий четверг (Страстной, Чистый), четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста. Установлен церковью в память о Тайной вечере, последней трапезе Иисуса Христа с учениками, во время которой было в первый раз совершено таинство...
подробнее

Верования традиционные (манси)
Верования традиционные (манси), религиозные воззрения этноса, характерные для периода, предшествующего утверждению мировых религий. Вера обских угров в духов-покровителей, духов природы и воды возникла в глубокой древности в повседневной борьбе за...
подробнее

Верования традиционные (ханты)
Верования традиционные (ханты). Религия ханты сохраняет наиболее древние формы мифологического сознания и ритуальной практики. Собственный практический опыт, устойчивые формы быта, деятельности и общения, удалённость от государственных центров и...
подробнее

Верхний мир
Верхний мир (нум торм пелек — буквально: верхнего бога сторона). В мировоззрении обских угров Вселенная состоит из трёх сфер: верхней (небесной), средней (земной) и нижней (подземной). В В. м. обитают только добрые существа и прежде всего — Торум со...
подробнее

Вечерки
Вечерки, внесезонные увеселения молодежи в русской старожильческой традиции Тобольского Севера. В. типологически сходны с посиделками, характерными для Европейской части России. Игровое пространство В. функционально связано с проживанием...
подробнее

Вечерочные песни
Вечерочные песни, в русской фольклорной традиции Тобольского Севера тип хороводных песен, исполняемых на вечерках. Игровая функция В. п. заключается в «припевании» молодца к девушке (или девушки к молодцу), которое обязательно завершается поцелуем....
подробнее

Вещица
Вещица, демонологический персонаж женского пола, посредник между миром людей и миром нечистой силы, ведьма, колдунья, ворожея. В представлениях русских старожилов Тобольского Севера, В. имеют четко ограниченный диапазон «нечистых» функций: по ночам...
подробнее

Визитка
Визитка (от франц. visite — посещение), верхняя дневная мужская одежда, представляла собой однобортный костюм (полуфрак) с отрезной талией и закругленными сильно скошенными полами. В России предпочтение оказывалось черным и темно-серым В. В. были...
подробнее

Вит-куль
Вит-куль, (хант. — водный царь-старик), персонаж религиозных верований обских угров, считающийся духом воды, хозяином всех водных объектов. По разным вариантам представлений В.-к. — сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь,...
подробнее

Вогулы (вогуличи, гогуличи)
Вогулы (вогуличи, гогуличи), термин, которым в России называли манси с XIV в. до 1930-х (в зарубежной литературе их так называют и сейчас). Происхождение этнонима «вогул» спорно. Н. И. Терёшкин связывал его с коми-зырян. вэгул — дикий, В. Н....
подробнее

Водяной (водяной дух)
Водяной (водяной дух), дух, обитающий в воде. Один из наиболее распространённых персонажей низшей славянской мифологии. В Сибири многие свои характеристики утратил. По народным представлениям, водяной имел собачьи ноги, туловище, покрытое шерстью,...
подробнее

Вожпайский тип
Вожпайский тип керамики конца IX—X вв., переходный от оронтурского (кучиминского) к кинтусовскому и наиболее ранний в рамках кинтусовского этапа нижнеобской культуры древних ханты. Выделен В. Н. Чернецовым (1957) по материалам городища Вож-Пай...
подробнее