Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Библиография / Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Жанры обско-угорского фольклора
При определении жанров обско-угорского фольклора принято учитывать мнение певцов и рассказчиков, т.к. у них существуют свои названия жанров, фиксирующие традицию. Сюжетные произведения обычно обозначаются как мось, моньсь (хант.), мойт (манс.) —...
подробнее

Женская половина дома
Женская половина дома. В традициях обских угров внутреннее пространство дома символически делится на мужскую и женскую половины. Дальняя от входа часть, крыша (чердак) считается мужским, пространство от очага до входа — женским (так же разделено...
подробнее

Женские культы обских угров
Женские культы обских угров связаны прежде всего с кругом богинь-матерей. Образ вездесущей богини материнства Калтащ (Сян торум — манс., Санги, Анки, Пугос — хант.) почитался как женщинами, так и мужчинами. Высокий статус богини определялся,...
подробнее

Женский домик
Женский домик (манс. — мань кол, хант. — ай хот: маленький дом), предназначается для проживания девушек и женщин во время регул и родов. Сооружался в виде небольшого срубного дома или шалаша неподалёку от основного (общего) жилища. Внутреннее...
подробнее

Жертвоприношение
Жертвоприношение, обряд подношений даров сверхъестественным существам, один из основных видов культовой практики обских угров. Согласно традиционному мировоззрению ханты и манси, это единственный способ добиться расположения духа или божества. Ж....
подробнее

Животных культ
Животных культ, анимализм (лат. animal — животное), или зоолатрия (греч. zoon — животное, latreia — служащие), особое отношение к животным, их почитание. По своему происхождению связан с тотемизмом или промысловым культом, в ряде случаев это...
подробнее

Жилища традиционные
Жилища традиционные (манс. — кол, хант. — кат, хот), жилища, бытовавшие в XVIII—XX вв.: стационарные, переносные, постоянные, сезонные и временные, зимние и весенне-летне-осенние. Постоянные, стационарные Ж. т. у ханты и манси — землянки,...
подробнее

Жилище традиционное русских старожилов
Жилище традиционное русских старожилов. По устоявшемуся в отечественной науке мнению, Ж. т. русских в Сибири, едва ли не с начала ее освоения, в определенной степени опережало в своем развитии крестьянское жилище Европейской части России, особенно...
подробнее

Загадка
Загадка, вид устного творчества: замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, задаётся с целью испытать сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке. З. требует диалога,...
подробнее

Загробный мир
Загробный мир (хант. — ил торум, манс. — йоли торум, йоли ма: нижний мир), в традиционном мировоззрении обских угров место, где продолжают существование умершие люди. Представления о З. м. у ханты и манси сочетают различные по времени формирования...
подробнее

Заклинание
Заклинание, устный текст заданной формы для магического воздействия на какой-либо объект, тесно связано с ритуальными действиями. Основная черта — чёткая структура и неизменяемость устного текста, поскольку магическая сила приписывается не только...
подробнее

Западносибирская раса
Западносибирская раса, подразделяется на две ветви (антропологических типа): уральская (в двух вариантах — угорском и субугорском) и обь-иртышская (также в двух вариантах — тоболо-барабинском и томско-нарымском). В уральский антропологический тип...
подробнее

Запреты
Запреты, традиционные религиозно-этические нормы, регламентирующие нравственную жизнь ханты и манси. Их можно свести в следующие функциональные группы: 1. Защита трудовой деятельности. 2. Защита огня и жилища. 3. Сбережение орудий труда и оружия. 4....
подробнее

Запряжка
Запряжка, способ присоединения лошади к экипажу. В общерусской традиции различались несколько видов З. по технике З: оглобельно-дуговая, оглобельно-постромочная, постромочно-дышловая, постромочная и комбинированная; по количеству лошадей: одиночная,...
подробнее

Захаров Иван Прокопьевич
Захаров Иван Прокопьевич (5.10.1922, деревня Поварово Уватского района Тюменской области), почетный гражданин г. Сургута (1994), краевед. Окончил Ханты-Мансийскую партшколу (1954). Трудовую деятельность начал в годы Великой Отечественной войны. В...
подробнее