|
Мaт aпрись
Мaт aпрись (манс. — мышонок, буквально некий братец). В поверьях сыгвинских манси мышонок — воплощение души медведя, и потому он напоминает медведя в миниатюре. В предании говорится, что сын одной женщины со временем покрылся шерстью и стал сильным...
подробнее
|
|
|
Маска ритуальная
Маска ритуальная, один из атрибутов Медвежьего праздника у обских угров. М. надевалась во время театрализованных представлений, при исполнении представлений священных песен и танцев, участниками которых были мужчины. Ханты и манси делали свою М. р....
подробнее
|
|
|
Медведя культ
Медведя культ, особое отношение к медведю, почитание его, комплекс обычаев и обрядов по отношению к нему. М. к. распространён в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю выражается в уподоблении медведя человеку. Обские...
подробнее
|
Перейти к статье
|
|
Медвежий праздник
Медвежий праздник («медвежья пляска», «медвежьи игры»), ритуальный цикл в честь медведя у ханты и манси. М.п. — часть культа медведя, проводится в честь медведя (периодический праздник) или после удачной охоты на него (спорадический праздник).
В...
подробнее
|
Перейти к статье
|
|
Менк
Менк (манс. — менкв, хант. — манк ики, менк ики), мифологический персонаж, имеет образ великана, обросшего шерстью, обладает нечеловеческой злой силой, нередко — людоед. В хантыйских мифах о сотворении М. и человека говорится о том, что у М. кости...
подробнее
|
|
|
Месяцы мансийские
Месяцы мансийские. У манси в каждом регионе, в каждой отрасли хозяйствования свои названия месяцев. Северные манси, занимающиеся охотой и рыболовством, живущие оседло (в прошлом вели лишь полукочевой образ жизни) насчитывают тринадцать месяцев в...
подробнее
|
|
|
Месяцы хантыйские
Месяцы хантыйские. В хантыйском календаре год состоит из четырёх сезонов: лета (лун тун), осени (сус), зимы (тал, тат), весны (тови). Весеннее равноденствие связано с началом года у народа ханты. В календаре нижнеобских ханты апрель называется...
подробнее
|
Перейти к статье
|
|
Микола Торум
Микола Торум. В хантыйской традиционной мифологии существенное место занимает фигура небожителя, творца Вселенной, подателя погоды Торума. Представления о нём исторически менялись, наполняясь новым содержанием. Под влиянием проповедников...
подробнее
|
|
|
Мис махум
Мис махум, в мифологии манси и некоторых групп ханты — лесной народ, лесные люди, с глубокой древности обитающие в тайге и доброжелательные к людям. М. м. обладают рядом магических способностей. Например, они невидимы для людей и могут показываться...
подробнее
|
|
|
Мифология обских угров
Мифология обских угров, включает в себя антропогонические и космогонические мифы креационного и эволюционного характера, мифы о культурном герое и о животных, мифы о конце мира. Это говорит о развитости мифологической системы.
В пантеоне обских...
подробнее
|
|
|
Мифоним
Мифоним (др.-гр. mifos — предание, сказка; onim — имя, название), имя любой сферы ономастического пространства в мифах, сказках, преданиях. Различают следующие разряды М.: мифоантропоним — (собственное имя человека, существа в фольклоре: царь Горох,...
подробнее
|
|
|
Могила
Могила, в погребальном обряде обских угров ассоциируется, очевидно, с домом для могильной души. В прошлом ханты и манси хоронили покойников на земле, покрывая их намогильным сооружением в виде домика из брёвен или досок с двускатной берестяной...
подробнее
|
Перейти к статье
|
|
Мось
Мось, самоназвание членов одной из двух фратрий у ханты и манси. В. Н. Чернецов сближал эти термины с самоназванием манси (манс. сев. — манси, манс. конд. — m'эmts'), а также селькупским мас (фратрия maiqula), считая, что они восходят к финскому...
подробнее
|
|
|
Мужская половина дома
Мужская половина дома, условное название той части дома, в которую запрещён вход женщине. Обычно это противоположная от входа часть дома у стены мулы (против входа) и одна из боковых стен (задняя стена или правый дальний угол), где проходили нары...
подробнее
|
|
|
Мухомор
Мухомор, ядовитый гриб с ярко-красной, реже — белой шляпкой в крупных крапинках, использовавшийся в традиционной культуре обских угров в качестве галлюциногена. Как персонаж религиозных верований, отождествляется с антропоморфным существом —...
подробнее
|
|
|