Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Рубрикатор / Традиционная культура / Энциклопедия "Югория" / Духовная культура обских угров
1 2 3 4 5 6 7 8 9
«Звериные знаки»
«Звериные знаки» на деревьях носили мемориальный и осведомительный характер. Такими знаками пользовались до 40-х XX в. С дерева снимали часть коры, затем топорами делали на стволе насечки, обозначавшие знаки и фигуры животных. Иногда в разные линии...
подробнее

Золотая Баба
Золотая Баба, русское название женского божества, почитаемого финно-угорскими народами: Касум ими, Сорни най. Самое раннее упоминание содержится в Софийской летописи (1398), где сообщается о пермяках, которые поклонялись З. Б. Первое её описание...
подробнее

Избегание
Избегание, широко распространенный обычай запретов во взаимоотношениях между родственниками или свойственниками. И. связано как с активным поведением (прямое обращение, взгляд, прикосновение, упоминание имени и прочее), так и с пассивным — в...
подробнее

Имя
Имя мансийское, нам (манс. ном — помнить). В древности манси не имели личных имён, обходясь в общении друг с другом терминами родства: ома — мама, атя — папа, уси — старше меня сестра, эсь йигкве — моложе меня сестра, апсикве — брат моложе меня,...
подробнее

Имя охранительное
Имя охранительное, давалось у обских угров в тех случаях, когда в семье часто умирали дети. Обычай имянаречения у ханты и манси был связан с представлениями о душе — жизненной силе человека, которая отождествлялась с его именем. Назвать человека по...
подробнее

Имянаречение
Имянаречение, обряд присвоения имени ребёнку. При сопоставлении данных об этом обычае северных народов в исследованиях Г. И. Новицкого, В. Ф. Зуева, П. С. Палласа, Ф. Белявского, С. К. Патканова заметны противоречия и несогласованность, путаница...
подробнее

Иттарма
Иттарма, культово-ритуальное изображение (вместилище души) умершего. Представляет собой небольшую куклу (высота 15—20 см), вырезанную из куска дерева (отщеп от угла дома или доски гроба), «лицо» или «сердце» которой обозначены металлической...
подробнее

Калтащ (калтась)
Калтащ (калтась) (манс. калт — опора, подмога, -ась — суффикс, букв. — подмогу делающая женщина), дух-покровитель на небесах. В мифах о возникновении Земли первые её и мужа имена: Тунра сяхыл экваг ойкаг — «Жена и муж торфяного клочка», плавающего...
подробнее

Кладбище традиционное
Кладбище традиционное, обычно находилось в лесу, на возвышенном красивом месте, на некотором расстоянии от селения, нередко вниз по реке. Манси иногда хоронили там, где случилась смерть. Есть также свидетельства середины XIX в. о том, что прежде...
подробнее

Кон ики
Кон ики (букв. Царь-мужчина). По верованиям сургутских ханты — один из сыновей Торума, верховного бога. Кон ики — князь, господин-дух, остяцкий царь. Его соотносят с Николаем Чудотворцем, святым Николаем (сказалось влияние христианизации). Ханты...
подробнее

Костюм ритуальный
Костюм ритуальный. В традиционном обществе ханты и манси лица, исполняющие религиозные функции, имели отличительные знаки на одежде: либо детали, не свойственные одежде рядовых общинников, либо отдельные части особого костюма; полного ритуального...
подробнее

Культы народов
Культы народов ханты и манси весьма многочисленны и разнообразны. Особенно развиты промысловые культы, связанные с верой в особую сверхъествественную силу животных и духов-хозяев, которые дают охотнику и рыбаку добычу. С промысловым культом связаны...
подробнее

Кынь Ики
Кынь Ики, дух болезней в традиционном мировоззрении ханты. Считается сыном Явым ики, которого за непослушание отец оттаскал за волосы, отчего он стал остроголовым. Изображают его из дерева в виде большой остроконечной головы. Во время болезни...
подробнее

Легенда
Легенда, поэтическое предание об исторических событиях. Жанр фольклора, популярный у манси и у ханты. К примеру, легенда о богатыре Пакв пoсы войкан отыр — «Светлый богатырь (как) ядро ореха». Он жил по р. Сыгва (Ляпин), был женат, у него родился...
подробнее

Ляксыс
Ляксыс, наследственная душа-имя, перешедшая от умершего предка к новорождённому. Северные ханты трактуют значение слова Л. как «воскресающий» или «присваиваемый», сыгвинские манси — как «встречающиеся друг с другом», одно из значений термина Л. —...
подробнее
1 2 3 4 5 6 7 8 9