|
Кынь Ики
Кынь Ики, дух болезней в традиционном мировоззрении ханты. Считается сыном Явым ики, которого за непослушание отец оттаскал за волосы, отчего он стал остроголовым. Изображают его из дерева в виде большой остроконечной головы. Во время болезни...
подробнее
|
|
|
Лабаз
Лабаз, 1. Небольшой, приподнятый над землёй сруб (вешала) для хранения продуктов и охотничьих припасов у зимовья, устраиваемый на вкопанных в землю столбах. 2. Настил, помост (полати, сидушка, сидьбище) на ветвях дерева или столбах, с которого...
подробнее
|
Перейти к статье
|
|
Легенда
Легенда, поэтическое предание об исторических событиях. Жанр фольклора, популярный у манси и у ханты. К примеру, легенда о богатыре Пакв пoсы войкан отыр — «Светлый богатырь (как) ядро ореха». Он жил по р. Сыгва (Ляпин), был женат, у него родился...
подробнее
|
|
|
Леший
Леший, в русской народной традиции демонологический персонаж, лесной дух, «хозяин» леса (см.: Демонология). В традиционной культуре русских старожилов Тобольского Севера представления о Л. складывались на основе общерусской традиции,...
подробнее
|
|
|
Лодки традиционные
Лодки традиционные (манс. — хап, хант. — хоп, рыт). Основное средство передвижения по воде. У ханты и манси имели большое значение в хозяйстве и были весьма разнообразны. Еще в XVIII в. у южных манси бытовали берестяные Л. (берестянки). Берестяная...
подробнее
|
|
|
Лыжи
Лыжи (лумп, лох, тох, товт, йох) делились на дощатые (голицы) — мужские, женские, детские, и охотничьи — подволоки (немыт). Л. дощатые — грубо обработаны, толщиной до 3 см, без выгиба посередине, широкие, до 20—35 см, со слегка приподнятой ступ....
подробнее
|
Перейти к статье
|
|
Люлька
Люлька (зыбка, колыбель), подвесная кроватка для ребёнка. Русские в округе пользовались Л., качающимися вверх — вниз. Наиболее распространенным типом Л. был следующий: на почти квадратную деревянную раму, длинной около 1 м. укреплялся кусок материи...
подробнее
|
|
|
Ляксыс
Ляксыс, наследственная душа-имя, перешедшая от умершего предка к новорождённому. Северные ханты трактуют значение слова Л. как «воскресающий» или «присваиваемый», сыгвинские манси — как «встречающиеся друг с другом», одно из значений термина Л. —...
подробнее
|
|
|
Ляпинские манси
Ляпинские манси, территориальная группа манси. Самоназвание сакв махум («люди реки Сакв»). Общая численность — немногим более 1000 чел. Занимают бассейн р. Ляпин (манс. — Сакв) и прилегающую к его устью часть среднего течения р. Северная Сосьва. По...
подробнее
|
|
|
Мaт aпрись
Мaт aпрись (манс. — мышонок, буквально некий братец). В поверьях сыгвинских манси мышонок — воплощение души медведя, и потому он напоминает медведя в миниатюре. В предании говорится, что сын одной женщины со временем покрылся шерстью и стал сильным...
подробнее
|
|
|
Малица
Малица (манс. — мольсян, хант. — мольси, мольсян, мальт'и, молыпси), мужская зимняя верхняя одежда из шкур оленя мехом внутрь, длинная, глухая (без разреза спереди). Рукава с ластовицей, сужаются к концам и завершаются наглухо пришитыми камусными...
подробнее
|
Перейти к статье
|
|
Манси
Манси, один из малочисленных народов Севера России (в 1989 проживало 8459 чел., в т.ч. в округе — 6562 чел., 77,5% от общей численности малочисленных народов Севера России). М. живут на р. Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий) с притоками, а...
подробнее
|
|
|
Мансийский язык
Мансийский язык, язык народа манси, известный в научной литературе в прошлом (особенно за рубежом) под названием вогульский. Этноним «манси» получил широкое распространение с 30-х гг. XX в. Слово «манси» является самоназванием его носителей и...
подробнее
|
|
|
Маска ритуальная
Маска ритуальная, один из атрибутов Медвежьего праздника у обских угров. М. надевалась во время театрализованных представлений, при исполнении представлений священных песен и танцев, участниками которых были мужчины. Ханты и манси делали свою М. р....
подробнее
|
|
|
Масленица
Масленица, неделя, предшествующая Великому посту; в календаре следует после святок, один из основных праздничных и ритуально-магических комплексов русского народного календаря. На Тобольском Севере М. отчетливо представлена тремя обрядовыми формами:...
подробнее
|
|
|